Skip to main content

Андрей Бархин

Архитектор, историк архитектуры. Работал в архитектурных мастерских Д. Бархина, М. Атаянца и др. В составе группы реализовал более 20 архитектурных объектов. Исследователь, автор 18 статей об отечественной и зарубежной архитектуре 1900-1950-х годов. Автор экскурсий и лекционных курсов по архитектуре итальянского ренессанса и стилю ар-деко — «Мастера архитектуры итальянского Возрождения», а также цикла лекций «Архитектура эпохи ар-деко, мастера и течения» и др.


ЛЕКЦИИ

1. Ар-деко и стилевой параллелизм в архитектуре 1930-х.

Советскую архитектуру 1930-х принято рассматривалась как некий единый, пусть и разнохарактерный стиль, ведь это была эпоха «освоения классического наследия», «сталинский ампир», «тоталитарная архитектура». Однако не менее важным мотивом довоенного зодчества было соперничество архитектурных держав и формирование советской версии ар-деко. Задачей отечественных мастеров стало «догнать и перегнать» свершения зарубежного и дореволюционного зодчества. А принятый к строительству Дворец Советов в Москве стал вершиной советской версии ар-деко. О влиянии мировой архитектурной моды на искусство и архитектуру СССР — рассказывает Андрей Бархин.

2. Ребристый стиль Дворца Советов и становление ар-деко в СССР

В 1934 Дворец Советов обретает законченный вид, он мыслится самым высоким зданием мира, и очевидно символизирует собой государственный стиль. Однако как следует именовать этот стиль?  Итоги всесоюзного открытого тура конкурса обозначили публичный поворот власти в сторону историзма. Однако Дворец Советов был принят к строительству не в ордерном, а в ребристом стиле (ар-деко), это был ответ и конструктивизму, и неоклассике. Увенчанный статуей Ленина, как ответ Статуе Свободы, Дворец Советов стал символом конкуренции СССР и США. И потому Иофан, работавший над Дворцом Советов, как самым высоким зданием в мире, взял за основу стиль уже построенных американских высоток. И именно с этим связана поездка советских архитекторов в США (1934). Конкуренция в высоте требовала конкуренции в стиле.

3. Нью-Йорк и расцвет стиля ар-деко в США

Нью-Йорк – самый быстро застраиваемый город первой трети ХХ века представлял собой удивительное архитектурное зрелище: стремительный рост высотных зданий новой конструкции и дизайна – небоскребов, и конкуренция двух стилей – неоклассики и ар-деко, архитектуры чикагской школы начала ХХ века и разнообразных стилевых идей рубежа 1920-30-х. И именно застройка городов США стала для советской, сталинской архитектуры 1930-50-х основным художественным соперником и формальным источником вдохновения. Дворец Советов в Москве должен был превзойти Эмпайр Стейт билдинг и Рокфеллер центр, послевоенные высотные здания в Москве стали ответом неоклассическому зданию Муниципалитета в Нью-Йорке.

4. «Изобретая небоскреб» – архитектура Чикаго 1890-1930-х

Чикаго – второй после Нью-Йорка город по числу памятников эпохи ар-деко, был в конце XIX века истинной родиной первых небоскребов. И сперва эти грандиозные здания «одевались» в неоклассический или средневековый ордер, такова была европейская мода. Однако уже 1890-1900-е годы американская архитектура выдвигает двух гениев, определивших стилевое развитие эпохи ар-деко, в Чикаго начинают работать Луис Салливен и Фрэнк Ллойд Райт. И именно через призму собственного наследия будет воспринят в США стиль парижской выставки 1925 года – ар-деко.

5. Ар-деко Фрэнка Ллойда Райта 1910-1920-х

Творчество Фрэнка Ллойда Райта 1900-1920-х было крайне разнообразно и предстает постепенным движением от «стиля прерий» к концепции «текстильных блоков», от форм раннего авангарда, к новации ар-деко. Однако важнейшим источником вдохновения для мастера в эти годы становится культура Японии и наследие Ацтеков и Майя. О эволюции стиля Ф.Л. Райта 1900-20-х и приближении к эстетике ар-деко — рассказывает Андрей Бархин

6. Триумф ар-деко в Европе – выставка 1925 года в Париже

Выставка 1925 года в Париже стала ключевым событием в эволюции стиля ар-деко – это был триумф, рождение новой общемировой архитектурной моды. Выставка 1925 года подарила стилю ар-деко его имя. И хотя камерные павильоны той выставки не уцелели и доступны теперь только по архивным фотографиям, и тем не менее в Париже сохранились отдельные павильоны, выстроенные к следующим архитектурным смотрам – выставкам 1931 и 1937 годов. И именно они обозначили эволюцию стиля ар-деко в Европе. О застройке Парижа межвоенного времени, творчестве П. Пату и О. Перре, также о приемах европейского ар-деко – рассказывает Андрей Бархин

7. Амстердам в стилевой эволюции ар-деко

Архитектура амстердамской школы рубежа 1910-1920-х по праву считается одним из интереснейших явлений в эволюции авангарда и ар-деко. Кульминацией стиля ар-деко стали небоскребы Америки, однако процесс становления нового стиля был общим для Старого и Нового света и набирал свою силу постепенно. И именно в Амстердаме, впервые после европейских новаций 1900-1910-х и творчества Ф. Л. Райта, возникают примеры геометризации декора, и этот эксперимент носил массовый, убеждающий характер. Так созданное на пересечении линий, идущих из Чикаго и Амстердама, ар-деко 1920-1930-х станет эпохой массового применения и укрупнения ранее созданных решений.

8. Ар-деко в творчестве Отто Вагнера и венской архитектурной школы

География примеров раннего ар-деко в Европе разнообразна и широка, но это были лишь отдельные произведения, и только в Вене они сформировали целую архитектурную школу, в первую очередь, графическую. Ее основателем был Отто Вагнер (13 июля 1841 — 11 апреля 1918), работы которого на рубеже 1890-1900-х демонстрируют значительную стилевую эволюцию от поздней эклектики к флористичному модерну и геометризму раннего ар-деко

9. Илья Голосов и развитие ар-деко в СССР

Лекция посвящена фасадным приемам Ильи Голосова 1930-х годов, рассмотренным в контексте стиля ар-деко. Пластический эксперимент 1930-х гг. был крайне разнообразен — прямоугольные рамы-порталы, неоегипетский карниз-выкружка, кессоны и ребра, колонны удивительных форм и сечений — таков был язык советской архитектуры 1930-х гг. Однако сопоставление мировой и советской практики межвоенного времени демонстрирует близость стилевых решений, создаваемых по разные стороны «железного занавеса». И впервые подобный эксперимент можно наблюдать еще в дореволюционной практике. О приемах советского ар-деко и новациях И.А. Голосова 1930-х рассказывает Андрей Бархин.

10. До и после революции – архитектура Петербурга-Ленинграда 1910-1930-х

Петербург, осуществивший в XVIII-XIX веках шедевры барокко и классицизма, в творческой одаренности своей архитектуры не хотел уступать европейским столицам и в начале ХХ века. Уникальность петербургской архитектуры 1900-1910-х состояла в параллельном развитии модерна, флористичного и северного, и неоклассики, обращенной к традиции ампира и палладианства, а также того нового, в чем ощутимо уже рождение стилевых приемов 1920-1930-х и, характерное для межвоенной эпохи, противостояние различных течений, архитектуры декоративной и аскетичной, флористичной и геометризованной. В одни годы с возведением Дома германского посольства, ставшего кульминацией супрематизации, то есть предельного упрощения, огрубления классического ордера, отчетливо предрекающего эстетику 1930-х, рисовались и фантазийные, близкие к стилю ар-деко детали дома Бассейного товарищества. Цель данной лекции попытаться очертить круг раннего ар-деко и проанализировать мотивы супрематизации и монументализации ордера 1910-1930-х.

11. Архитектура Италии эпохи ар-деко

Архитектура 1920-1930-х в Италии была крайне разнообразна – это была работа на стыке традиции и новации, активный поиск компромисса, пластических новаций и форм модернизации классики. Подобная стилистика, как известно, встречалась тогда в практике и в Германии, и в СССР. Итогом эволюции итальянской архитектуры стал ансамбль ЭУР. Однако этот скупой, анонимный стиль «литторио» окончательно формируется в Италии лишь в конце предвоенного десятилетия. Архитектура же рубежа 1920-1930-х демонстрирует самые различные идеи. Так примеры фантазийной геометризации архитектуры, а значит и ар-деко, можно обнаружить и в Италии. Цель лекции — рассмотреть работы наиболее одаренных мастеров и ключевых ансамблей Италии 1920-30-х, поговорить о круге памятников итальянской версии ар-деко.

12. Неоклассический ансамбль Вашингтона 1910-1930-х

Неоклассическая архитектура США, возводимая в 1910-30-е, в первую очередь, в столице Вашингтоне, крайне многочисленная и богатая, была выполнена на самом высоком пластическом уровне. Своим обликом она была призвана возродить утраченное на Римском форуме или Акрополе. И хотя с точки зрения градостроительного искусства, ансамбль Вашингтона уже не мог превзойти шедевры европейского классицизма, достижением мастеров стало иное – продемонстрировать архитектурный алфавит античности, осуществить гигантоманию древних храмов и терм. Это был ответ возводимым в те же годы памятникам в стиле ар-деко. И именно неоклассическая архитектура Америки стала примером для отечественных мастеров 1930-50-х, Жолтовского и его коллег.

13. Иван Жолтовский – судьба «советского Палладио»

Творческая биография И.В. Жолтовского неоднократно привлекала к себе внимание исследователей, и, тем не менее, работы мастера до сих пор таят в себе немало архитектурных загадок и парадоксов. Так в постройках Жолтовского ощутима не только опора на мощную итальянскую культуру, но и знакомство с опытом США 1900-1920-х. Неоклассический стиль, как правило, рассматривается, как примета сталинской эпохи. Однако в 1930-е неоклассический стиль был официально принят в США, и именно в ордере в 1930-е активно застраивался центр столицы, Вашингтона. Это делало работы Жолтовского вполне современными, художественно актуальными. Внимание к обмерам древних сооружений, точность исполнения их в новых постройках – все это, казалось, было общим для мастера и его коллег из США. Однако Жолтовский допускал внутри цитат те изменения и маньеризмы, которыми неоклассики США не мыслили. Работы Жолтовского были игривы и индивидуальны. Образы Италии – столичные и провинциальные, античные и ренессансные, спустя годы после заграничных поездок, соединились в воображении Жолтовского в некий сочиненный им собственный мир. Целью мастера стало перенести его по памяти в Москву. Такой город, полный изысканной и монументальной архитектуры, Жолтовский создавал на протяжении четырех десятилетий.

14. Архитектура московских высотных зданий 1940-1950-х

Московские высотные здания 1940-1950-х стали подлинным шедевром отечественной архитектуры ХХ века. Однако как следует именовать стиль послевоенных высоток? Охарактеризовать его позволит сопоставление московских высотных зданий и американских небоскребов, стилистическое и масштабное. И началось соперничество двух архитектурных держав еще в 1930-е, в ходе конкурса на здание Дворца Советов. Созданный по проекту Б.М. Иофана в стиле небоскребов, Дворец Советов должен был бы стать самым высоким зданием в мире. Однако после войны, резко отличаясь от стиля мастера 1930-х, московские высотные здания стали соперничать с небоскребами США не только в высоте, но и в оригинальности стиля. Московские высотные здания стали кульминацией инициированного властью возврата к историзму, он позволял конкурировать с дореволюционной и зарубежной архитектурой.

15. Стилевые революции в отечественной архитектуре ХХ века.

Отечественная архитектура в ХХ веке прошла через четыре радикальные стилевые революции – в 1917, 1932, 1955 и 1991 годах. Однако в каждый из образовавшихся временных периодов советская архитектура была крайне многообразна. В этом убеждает сопоставление работ разных лет архитектурной династии Бархиных. В 1930-е это были сближения и с эстетикой ар-деко, и воплощение образов неоренессанса, и экспериментальные формы архитектуры, а после войны – работа в неоклассике и неорусском стиле. Работы Бархиных рубежа 1950-1960-х убеждают в разнообразии художественных оснований советского модернизма. Так стилевые революции в отечественной архитектуре, пришлись на жизнь каждого из трех поколений семьи Бархиных. Это требовало от архитекторов умения работать разнообразно и быстро осваивать новые художественные языки.

В стадии подготовки находятся следующие лекции

1. «Ар-деко в творчестве Э.Сааринена и архитектуре Хельсинки»

2. «Ар-деко Детройта»

3. «О тоталитарной архитектуре 1930-х»

Публикации автора

В электронном виде статьи доступны на сайте Архи.ру

1. Бархин А.Д. Города Америки в архитектурном соревновании 1920-30-х. Капитель 2011, №2

2. Бархин А.Д. Амстердам 1920-х в стилевой эволюции ар-деко. Капитель 2013, №1

3. Бархин А.Д. Работы И.А. Голосова 1930-х и cоветская версия ар-деко. Academia. Архитектура и строительство 2013 №2

4. Бархин А.Д. Актуальное, ретроспективное и уникальное в творчестве И.В.Жолтовского 1930-50-х. Academia. Архитектура и строительство 2015 №4

5. Бархин А.Д. Ребристый стиль Дворца Советов Б.М. Иофана и неоархаизм в архитектуре 1920-30-х. Academia. Архитектура и строительство 2016 №3

6. Бархин А.Д. Ар-деко и историзм в архитектуре московских высотных зданий. Сборник НИИТИАГ Вопросы теории архитектуры. №6, 2016

7.    Бархин А.Д. Геометризация ордера в творчестве И.А. Фомина и В.А. Щуко 1920-1930-х. // «Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА» / МГХПА им. С.Г. Строганова. – МГХПА, Москва, 2019, часть 4.

8.    Бархин А.Д. Дом Советов Н.А. Троцкого и монументализация ордера 1910-1930-х. // «Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА» / МГХПА им. С.Г. Строганова. – МГХПА, Москва, 2019, часть 4.

9.    Бархин А.Д. Ар-деко и стилевой параллелизм в архитектуре 1930-х. // Проект Байкал №62, 2019.

10. Бархин А.Д. К юбилею Выставки 1925 года в Париже URL: https://archi.ru/lib/publication.html?id=1850570388&fl=5&sl=1 (дата обращения: 20.07.2020).

11. Бархин А.Д. Ар-деко в творчестве Фрэнка Ллойда Райта 1910-1920-х URL: https://archi.ru/world/86500/ar-deko-v-tvorchestve-frenka-lloida-raita—kh (дата обращения: 20.07.2020).

Оставьте свой контактный номер телефона, и мы сообщим вам о ближайших лекциях Андрея Бархина