Марсель Лайош Брёйер — американский архитектор и дизайнер венгерского происхождения. Родился в городе Печ 21 мая 1902 года, умер 1 июля 1981 года в Нью-Йорке.
Последователь функционализма и рационализма, представлял международный стиль, известный своей выразительностью в индустриальную эпоху. Для многих его имя ассоциируется со стальной трубчатой мебелью, однако настоящей страстью Марселя была архитектура.
Его карьеру можно условно разделить на два периода: преобладание дизайна предметов, работа над дизайном интерьеров в начале карьеры и доминирование большой архитектуры во второй половине.
Брёйер принадлежал к первому по-настоящему глобальному поколению современных архитекторов, с офисами в Нью-Йорке и Париже и клиентами по всему западному миру.
В этой статье мы расскажем о нескольких ипостасях великого мастера.
УЧЕНИК И ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
В 18 лет Марсель покидает родной Печ, чтобы стать частью современного социального движения в Европе. Он получил стипендию на обучение в венскую Академии изящных искусств. В то время ее подход был основан на большом количестве теории, и атмосфера академии была сильно далека от творческой свободы, которую искал Брёйер. Он «вышел из нее в тот же день, как туда попал».
Позднее он называл время жизни в Вене одним из «самых несчастных периодов в своей жизни».
В 19 лет Брёйер приехал в Баухаус; школе в Веймаре, которая вскоре прославится на весь мир, был всего год. Он стал ее самым молодым студентом. Кроме архитектора Вальтера Гропиуса, здесь преподавали керамист Герхард Маркс и художники Лионель Фейнингер, Йоханнес Иттен и Тео ван Дусбург, основатель голландского движения De Stijl.
Брёйер оказался в нужное время в нужном месте.
Баухаус со всех точек зрения был идеальным местом для реализации его революционных идей и проектов. Это был период перемен, авангард требовал дизайна, который бы выражал дух эпохи.
В нем он так же перенял принцип Вальтера Гропиуса — комбинирование стандартизированных единиц для формирования технологически простого, но функционально сложного целого. Он имел большую поддержку и признание таланта от своего учителя — Гропиуса.
В 1937-м, в 35 лет он начинает преподавать архитектуру в Гарвардском университете, а с 1938 по 1941 год практикует с Гропиусом в Кембридже, штат Массачусетс. Их синтез интернационализма Баухауза с региональными аспектами деревянного каркасного строительства Новой Англии сильно повлиял на архитектуру на всей территории Соединенных Штатов. Примерами этого стиля строительства были собственный дом Брёйера в Линкольне, штат Массачусетс (1939) и коттедж Чемберлена в Уэйленде, штат Массачусетс (1940).
ДИЗАЙНЕР
В 1925 году, вдохновленный дизайном велосипедного руля, Марсель Брёйер изобрел стул из металлических трубок В3. Первоначально его производила фабрика Thonet, позже — компания Gavina, выкупившая после войны права на производство предметов Брёйера. Дино Гавина назвал стул Wassily в честь истории, в которой полюбопытствовавший Василий Кандинский выразил сильный интерес и восхищение прототипу стула в студии Брёйера. Кандинский стал первым обладателем модели стула B3 для собственного офиса.
Wassily был необычно новым. На выставке люди прыгали на нем, чтобы уничтожить. Они боялись, что весь мир будет в этой мебели.
Марсель Брёйер
Ранние версии стула B3 стали возможными только благодаря тому, что производитель стали Mannesmann разработал методы, которые удаляли швы со стальных труб. До этого стальные трубы имели сварной шов, который разрушался при изгибе. А тканевые ремни (позже замененные кожей) из прочной блестящей, вощеной хлопковой нити для подлокотников, спинки и сиденья стула были разработаны Маргаретой Райхардт, студенткой ткацкой мастерской в Баухаусе.
В результате экспериментов Брёйера с трубчатой сталью в линейку мебели добавились табуреты, столы, складные и консольные стулья.
Стул B32, или Cesca, был следующей знаковой моделью. В этом случае он оформил материал в единый контур, к которому прикрепил две рамы из бука, обвязанные ротангом.
Его дизайн сочетал в себе традиционные методы мастерства — ротанг, сделанную вручную деревянную раму и трубчатую сталь промышленного серийного производства. Стул получил свое популярное название в честь дочери Брёйера — Франчески. Название предложил Дино Гавина, чья фирма Gavina начала производить Cesca (и стул B3 Wassily) до момента выкупа прав на наследие Брёйера брендом Knoll в 1968 году.
С момента появления Cesca были проданы буквально миллионы экземпляров для оформления домов и офисных зданий по всему миру, что делает его, возможно, самым популярным стулом Марселя Брёйера.
Лаунж-кресло Long Chair
В течение двух лет, с 1935-й по 1936-й, Брёйер работал в Лондоне на компанию Isokon. Самым важным достижением союза стало кресло Long Chair 1936 года. Оно производилось в Эстонии и стоило около 6 фунтов стерлингов. Вопреки любви рационалиста к металлической структуре, здесь, под влиянием финского архитектора Алвара Аалто, Марсель отдает предпочтение теплому материалу — фанере. Опционально к Isokon добавляли мягкую обивку.
Брёйер изумлялся, почему мебель в его поколении создают исключительно архитекторы: «Интересно, — писал он, — что современная мебель продвигается не профессиональными дизайнерами мебели, а архитекторами». Он постарался изменить эту ситуацию и оказался тем человеком, который перенес принципы, усвоенные им в дизайне мебели, в большую архитектуру.
АРХИТЕКТОР
Марсель утверждал: «Современная архитектура — это не стиль, это отношение». Он сформулировал целый свод принципов и правил, которыми до сих пор руководствуются современные дизайнеры, архитекторы и преподаватели вузов. Не только в проектах, но и в повседневной жизни.
Очевидно, что его ранние архитектурные и интерьерные проекты, такие как сборный стальной дом Kleinmetallhais (1925) и дома Bambos (1927) в значительной степени опирались на его мебельные проекты. В 1925 году бюро Марселя Брёйера спроектировало первый префаб Kleinmetallhais: жилье для одной семьи. Стеновые, оконные и дверные панели можно было зафиксировать на готовой модульной раме, что позволяло построить дом всего за три недели — неслыханные для той поры сроки. Каждый дом имел жилую зону двойной высоты со спальнями в мезонине и террасой на крыше.
С 1928 года Брёйер начал работать, как архитектор, в Берлине. Швейцарский историк архитектуры Зигфрид Гидион планировал построить группу современных многоквартирных домов в Долдерталь, пригороде Цюриха. Сначала он предложил заказ двоюродным братьям Альфреду и Эмилю Ротам, но позже попросил Брёйера пересмотреть проекты.
В 1933 году между тремя архитекторами было заключено соглашение о сотрудничестве. Брёйер и Рот предложили двухэтажные здания, возведенные на лоцманах, с небольшой конструкцией пентхауса. В домах находились квартиры различных размеров, почти во всех был доступ к открытой террасе. На первом этаже располагались стеклянный вестибюль, крытый навес для автомобиля, общая прачечная и кладовые. Здание из стального скелета с железобетонными полами и кирпичными наружными стенами покрыто лепным декором, в то время как стены пентхауса представляли деревянный каркас, покрытый фанерой и панелями из асбестового цемента.
Возражения соседей, а также проблемы с властями и финансированием вызвали значительные задержки в строительстве, но два из трех зданий были завершены в январе 1936 года. Споры между участниками строительства возникли, когда имя Брёйера было исключено из атрибуции проекта на Миланской триеннале и в статье «Дас Верк».
Его архитектурная карьера достигла своего расцвета с переездом в 1946 году в Нью-Йорк. В работах Брёйера того времени часто использовались такие материалы, как бетон и камень. В проектах ясно выражалось сильный дух бруталистской архитектуры, что делает его творчество именно этой эпохи самым запоминающимся.
Американский период стал также наиболее плодотворным в плане крупных заказов: театр колледжа Сары Лоуренс, Бронксвилл, Нью-Йорк (1952); штаб-квартира ЮНЕСКО в Париже (1953–1958, совместно с Пьером Луиджи Нерви и Бернаром Зер Фюссом); универмаг De Bijenkorf, Роттердам (1955-1957); Аббатство Святого Иоанна, Колледжвилл, Миннесота (1953-1961).
Можно сказать, что аббатство Святого Иоанна является одним из его материальных чудес и важный шаг вперед в дизайне современной религиозной архитектуры в Соединенных Штатах. Архитектура здания спроектирована, как большое бетонное здание, отлитое на месте. Основная конструкция напоминает большой ствол, который поддерживает потолок и поразительную колокольню. Брëйэр намеревался четко разделить монастырские резиденции и учебные заведения семинарии.
Острые кристаллические формы, которые Брёйер начал использовать в архитектуре проектов штаб квартиры ЮНЕСКО и аббатства Святого Иоанна, получат свое развитие и станут важным элементом, с помощью которого он будет снова и снова создавать сложные геометрические вариации. Этими скульптурными фасадными элементами он спрячет различные коммуникации, добьется защиты от прямых солнечных лучей и придаст фасадам многоликость: наше представление об архитектуре Брёйера меняется в зависимости от погоды, сезона, времени суток и точки созерцания.
К вышеперечисленным проектам стоит добавить еще несколько знаковых работ: исследовательский центр International Business Machines (IBM), Ла-Год, Франция (1960-62); Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк (завершен в 1966 году); штаб-квартира Департамента жилищного строительства и городского развития (HUD), Вашингтон, округ Колумбия (1963-68).
Из архитектурной практики Марсель Брёйер ушел в 1976 году.