Skip to main content
Главная выставка-ярмарка на Ближнем Востоке — глазами искусствоведа и дизайнера Марии Катковой.

Согласитесь, что может быть прекраснее: бросить на несколько дней Москву, погрязшую в традиционной для зимнего времени липкой субстанции из грязи, снега и реагентов, сообщить особо нервным клиентам, что твое физическое отсутствие будет компенсировано непрерывным контролем входящих сообщений и умчаться на Art Dubai 2023.

Да благословят всевозможные божества главу Объединенных Арабских Эмиратов, восторженно называемого гражданами MBZ`ом, — шейха Мухаммеда бин Заида. 

Art Dubai 2023
Мария Каткова на фоне 3D-версии MBZ в Dubai Design District

Третьему президенту ОАЭ и правителю Абу-Даби, man with a vision (как с легкой завистью признают даже перманентно недовольные нео-либеральные медиа) и огромными средствами для реализации этого видения процветающих эмиратов, мы обязаны уникальной ярмаркой искусства, вернувшейся в этом году в Madinat Jumeira, — островок дорогой недвижимости в непосредственной близости от пляжной линии «высшей наценочной категории», как говорит знаток местных нравов «Дубайский Спецкор».

Для того, чтобы объяснить особенную позицию Art Dubai в довольно внушительном списке международных ярмарок разной степени известности, доходности и художественного качества, позволю себе небольшой экскурс в далекое прошлое.

Ряд исследователей находят истоки современных Art Cologne, Art Basel и прочих Art… в ремесленных ярмарках раннего средневековья, сопровождавших религиозные праздники и паломнические маршруты Европы. Торговля крестами, четками, мощами (да, неаппетитные останки всегда были ходовым товаром) в предренессансный период приобрела несколько более структурированную форму, отделив ремесленников (кресты и четки) от мощей (этот сегмент рынка отошел под контроль религиозных институций). В окрестностях XVI века в Антверпене возникла и структурно оформилась организованная торговля предметами «высокого искусства» — религиозной и светской живописью, скульптурой и заказными объектами культа для rich & famous (для бедных — ремесленные ярмарки при монастырях). Именно тогда были заложены основы современного рынка искусства: появились понятие и профессия арт-дилера, создавалась инфраструктура, филиальная сеть, профессиональные сообщества плели интриги, манипулировали ценами и, подозреваю, изобрели и поныне процветающую систему стратификации дорогостоящих звезд и многообещающих молодых авторов подешевле.

С 1667 года Париж представил мировому сообществу покупателей искусства по-столичному рафинированную форму торговли изящным — спонсированный действующим монархом Salon, где экспонировались исключительно члены Королевской Академии живописи и скульптуры, вход в который был зарезервирован для деньгоемких представителей элиты. Разделение потоков — preview и public access — родились в эту эпоху, так же как и разделение на салонное и актуальное искусство, ибо столетие спустя, возмущенные отсутствием egalite в общем и допуском к денежным потокам в частности, прогрессивные представители художественного сообщества (творцы и дилеры) организовали независимые от академических структур ярмарки-салоны.

Таким образом, в середине XVIII века были заложены основания причудливой селекции ярмарок искусства, и в настоящее время (в удачные годы) в мире происходит около 300 ярмарок в 365 дней на любые вкусы и финансовые возможности. Для любителей цифр предлагаю взглянуть на статистику здесь.

Нетрудно заметить, что количество ярмарок в регионе MENASA| Middle East North Africa South Asia в 10-20 раз меньше, чем во всем остальном мире, и если бы не глобальная пандемия, подкосившая мировую экономику, полагаю, в колонке 2022 цифра была бы выше, чем в 2018. Регион активно богатеет и, благодаря MBZ и его программе не-нефтяного финансового процветания, есть все основания полагать, что Art Dubai будет активно расширяться и генерировать значительный доход.

Однако, вернусь к описанию своего стремительного набега на ярмарку в эпицентре «глобального Юга». Последнее является ключевым термином кураторов проекта, определяющим селекцию участников Art Dubai 2023. Global South — не географический термин, а некая социокультурная категория художников и территорий, чьи произведения созданы вне европоцентричной и американской ойкумены. В этой романтизированной географии иного мира были широко представлены авторы из принимающего региона, их коллеги из Индии (весьма многочисленные и художественно активные стенды), стран Ближнего Востока и не только Северной, но и остальной Африки, Южной Кореи, Азербайджана и, приятная неожиданность, скульптурный объект Таус Махачевой, представленной Giorgio Persano Gallery (Turin).

Yongrae Kwon
Таус Махачева

76 галерей из более чем 40 стран, мне кажется, довольно удачно поддержали концепцию глобального Юга качественным набором молодых малоизвестных авторов, регионально знаменитых художников и арт-тяжеловесов мирового арт-рынка вроде Anish Kapoor, Richard Serra, Daniel Buren, Takashi Murakami.

Anish Kapoor
Daniel Buren
Takashi Murakami

Вопреки худшим ожиданиям, Art Dubai 2023 отнюдь не выступил в качестве регионального арт-фундаменталиста с пропагандистской повесткой, но представил образец удивительно изощренной и успешной восточной дипломатии, оперирующей дорогим искусством.

Стремительная (50 лет) с точки зрения социальной эволюции трансформация бедного и неспокойного региона в богатый центр международных финансов внутри союза абсолютистских монархий (эмиратов) с доминированием ислама суннитского толка среди автохтонного населения, составляющего по разным подсчетам около 11% всех жителей ОАЭ. Государственная политика контролируемой либерализации позволила участникам экспонировать произведения с изобразительным рядом, выступающим за жесткие рамки религиозных ограничений. Исламские цивилизации, веками сторонившиеся какого-либо антропоморфизма в дубайской версии, вышли из жестких рамок харамного диктата (харам — грех, запретное деяние в доктрине ислама) и не только разрешили торговлю произведениями в разной степени антропоморфности, но и довольно активно приобретают их в собственные частные и корпоративные собрания. Изучая стенды экспонентов Art Dubai 2023, меня посетило несколько мыслей, которыми мне бы хотелось поделиться.

Принципиальный момент — либерализация контролируемая: не ожидайте появления радикальных произведений современного искусства, исследующих территории queer эстетики, манифестации политических и религиозных рефлексий, гендерных проблем в их физиологической репрезентации, ибо это противоречит местным законам, которые, с моей точки зрения, прекрасно справляются с единовременной регуляцией огромных масс людей, разнообразию которых могли бы позавидовать девелоперы Вавилонской башни.

Века антропоморфного харама (не считая прелестей персидской миниатюры, подвергшейся впоследствии остракизму со стороны радикального ислама) произвели уникальный культурный феномен на территории арабского мира. Язык без огласовки и искусство без изображения/отражения «себе подобного» сформировали особую систему мысли, философию высокой абстракции в познании мира и себя в нем, что несомненно является поводом для более глубоких исследований, и наблюдение за проникновением на ее территорию европейского человекоцентричного дискурса может стать весьма интересным занятием в ближайшие десятилетия.

Абстракция, живописная и трехмерная, это hot commodities Art Dubai2023 и в off-site галереях, которые одновременно представили своих авторов на флагманских стендах, и более широко — в собственных пространствах. Показателен пример галереи Custot, экспонировавшей декоративных абстракционистов большого формата (и это ключевой момент) Fabienne Verdier, Ian Davenport на Art Dubai и в своем пространстве в hip-пост-индустриале Alserkal, где почти всё было мгновенно sold-out на стадии preview.

Ian Davenport
Ian Davenport

И в то же время, на стендах ярмарки было представлено изрядное число проектов, которые не обладали очевидным коммерческим потенциалом и являлись скорее объектом концептуального интереса. Удивительно изящным образцом тонкого троллинга мне показался проект Doha Aboelezz с инсталляцией, составленной из баночек с серым пухом квартирной пыли (понаехавшие поймут), который, кстати, был on loan from the artist, и было бы крайне любопытно узнать, имел ли он потенциальных покупателей. *мне кажется, как артефакт эпохи он должен быть в каком-нибудь музейном собрании ОАЭ или в штаб-квартире EMAAR (крупнейший застройщик ОАЭ).

Doha Aboelezz

Одним из других, довольно примечательных феноменов Art Dubai 2023, как и ряда параллельных выставочных проектов в регионе, явилось значительное число произведений «высокого мануального уровня» — эксплуатация традиционных ремесленных технологий, будь то полосы текста на бумаге, сплетенные в плотные циновки мета-текста, африканский ковер из располосованных алюминиевых банок (art recycling), чеканка и вышивка, последняя часто возникает в контексте пост-колониальной рефлексии, что объяснимо не самыми светлыми воспоминаниями о торговле хлопком.

Гладкие и глянцевые (характерное свойство периода первичного накопления финансового и культурного капитала) скульптурные инсталляции активно приобретаются в общественные пространства, корпоративные интерьеры и частные коллекции, однако статистика, как и инста-proof последних пока еще малоизвестны, но несомненно внушительны.

Позволю себе одну аналогию, которая настойчиво возникала в сознании в солнечном Дубае: художественная ярмарка Art Dubai 2023 подобна стайке рыб-чистильщиков, с энтузиазмом сопровождающих акул (большого бизнеса) к взаимному удовольствию участвующих сторон. Несомненно, подобный симбиоз является изначальной стратегией исторических ярмарок, следовавших за «модными мощами в богатом монастыре» в раннем Средневековье, академическими картинами в парижских Салонах периода заката французской монархии, немецкой корпоративной Kunst-стратегией, тайными счетами в швейцарских банках (Art Basel), новыми деньгами силиконовых стартаперов и эмиратизированных производителей дохода в ОАЭ.

К чести организаторов Art Dubai 2023 и, подозреваю, особому местному стилю жизни/состоянию счета, эта биологическая аналогия лишена мелочной суетливости и производит крайне благоприятное впечатление естественного природного процесса. Перманентный строительный бум в ОАЭ, в известной степени стимулированный и метнувшимися в регион соотечественниками, я уверена, станет той самой упитанной акулой, к которой присоединится известное число наиболее активных арт-дилеров мира. 

Мариа Каткова

искусствовед, дизайнер