Обращение к архитектурной традиции в начале XXI века обретает всё больше поклонников. И таковы не только усилия реставраторов в Берлине или Дрездене, работы приверженцев неоклассики в Петербурге и Москве, но и школа нового историзма в США, обращенная к опыту неоклассики и ар-деко первой половины ХХ века. И одной из центральных фигур этого движения является патриарх американской архитектуры Роберт Стерн.
В 2010-е мастеру удалось осуществить очень многое, таковы его постройки в городах Америки — Нью-Йорке, Чикаго, Филадельфии и даже за пределами США — Китае, России. Стиль архитектурного бюро Стерна известен москвичам по жилому комплексу Barkli Residence на ул. Орджоникидзе. Однако как мастер интерпретирует наследие ХХ века?
В архитектурных работах Стерна последних лет ощутимо развитие идей, которые были выдвинуты еще в 1920-е в графике Х. Ферриса и Х. Корбета, осуществлены в неоклассических небоскребах Эмери Рота в Нью-Йорке, а также созданных позднее, но в этой же парадигме высотных зданиях Л. В. Руднева в Варшаве и Москве. Это была идея совмещения в одном произведении уступчатого силуэта, тектоники ар-деко с деталями — неоклассическими либо фантазийно-геометризованными, трактованными в ар-деко.
Небоскребы Стерна — это непрямое палладианство, ведь здесь можно увидеть самые различные приемы и цитаты. Особенно эффектно бывают решены интерьеры, зоны лобби высотных зданий. Кто-то скажет, что это не слишком авторская, но коммерческая архитектура. Возможно, это так. Но в этой архитектуре чувствуется крепкая культура, высокий стандарт качества. И в случае Стерна они являются следствием прекрасного знания архитектуры ХХ века и значительных усилий, вложенных в изучение родного для мастера Нью-Йорка. С 1980-х Роберт Стерн был инициатором публикации монументальных изданий по истории архитектуры Нью-Йорка, где каждой эпохе, в том числе и 1930-м, был посвящен отдельный 500-страничный том. Так знание и архитектурная практика идут в творческой биографии Роберта Стерна рука об руку.