Skip to main content

18 мая 1883 года родился Вальтер Гропиус — немецкий архитектор, создавший то, что принято называть архитектурным модернизмом — серьезный разрыв с условностями прошлого. Основанная Гропиусом школа Баухаус стала синонимом современности в дизайне, символом прогрессивной эпохи во всем мире в период между двумя мировыми войнами. Спустя 140 лет со дня рождения Вальтера Гропиуса вспоминаем его непреходящее наследие — и не только архитектурное. Собрали в одном материале знаковые цитаты, примечательный интерьер, мебель, которую серийно производят и сегодня, а также самую известную его книгу, переведенную на русский.

Вальтер Гропиус

БАУХУАС

Но в начале коротко о нескольких фактах биографии Гропиуса.

Вальтер Гропиус учился архитектуре в Мюнхенском техническом университете. Однако к исследованиям традиционной архитектуры, которую критиковал насмешливо сравнивал с салонным искусством, быстро охладел и присоединился к офису Петера Беренса, где оказался в компании других молодых и дерзких талантов — Адольфа Мейера, Миса ван дер Роэ и Ле Корбюзье.

Архитектурная мастерская Петера Беренса в Бабельсберге, недалеко от Потсдама, 1908 год. Слева направо: Мис ван дер Роэ, Адольф Мейер, Макс Хертвиг, Бернхард Вейратер, Жан Чендлер и Вальтер Гропиус (за чертежной доской). Ле Корбюзье присоединился к офису Беренса в 1910 году.

Проработав у Беренса три года, Вальтер ушел в свободное плавание и занялся дизайном. Чего только не проектировал — от обоев и мебели до автомобильных кузовов и тепловоза.

Первой значительной архитектурной работой — в соавторстве с Адольфом Мейером — стало здание обувной фабрики Fagus. Его считают ключевым образцом архитектуры раннего модернизма.

Здание Fagus Factory в немецком Альфреде (Нижняя Саксония). С 2011 года — объект всемирного наследия ЮНЕСКО

Другая работа дуэта Гропиус-Мейер — «Образцовая фабрика» (Musterfabrik) для кёльнской выставки Немецкого союза ремесленных предприятий 1914-го года — также оказала значительное влияние на современную архитектуру.

Здание Musterfabrik для Кёльнской выставки 1914 года

Потом была война, и уже после Первой Мировой, в 1919-м, Гропиус основал и возглавил ту самую школу Баухаус в Веймаре — как место, где мастерство сочеталось с искусством на службе архитектуры, хотя со временем акцент сместился, и Баухаус стал объединением искусства прежде всего с промышленными технологиями.

Школа Баухаус в Веймаре. До 1919 года здесь располагалась школа искусств.

В 1925 году школа переехала в Дессау, в спроектированное Вальтером Гропиусом здание Баухауса. Здесь он почти радикально продолжил развивать междисциплинарный подход в духе исследований и экспериментов. Одной из ключевых особенностей было то, что Гропиус не просто одобрял принципы индустриальной эпохи — стандартизацию и прототипы, но сделал их инструментами в работе, и весьма действенными. «Решительное утверждение жизненной среды машин и транспортных средств», — писал в 1926-м директор Баухауcа, считавший, что «создание стандартных типов для всех предметов повседневного обихода является общественной необходимостью».

Гропиус руководил Баухаусом до его закрытия в 1933-м. Годом спустя эмигрировал в Англию, а еще через три перебрался в Кембридж, где профессор архитектуры Вальтер Гропиус стал преподавать в Гарвардском университете.

Представим, что послушали его лекции и теперь нам нужно выбрать самое ценное, процитировав буквально в нескольких предложениях.

ЦИТАТЫ ВАЛЬТЕРА ГРОПИУСА

Ограничения превращают креативное мышление в изобретательность.

Разум, как зонтик, функционирует лучше, когда он открыт.

Архитектурная мысль начинается там, где заканчивается инженерная.

Современная, гармоничная, яркая архитектура — признак настоящей демократии.

Нашим главным принципом являлось понимание того, что дизайн — это не интеллектуальное и не материальное занятие, а неотъемлемая часть жизни, необходимая каждому в цивилизованном мире.

Обществу нужно хорошее представление о себе. Работа архитектора — создать этот образ.

ИНТЕРЬЕРЫ, МЕБЕЛЬ И ОСВЕЩЕНИЕ ВАЛЬТЕРА ГРОПИУСА

Не могли не поделиться — воссозданный кабинет Вальтера Гропиуса в школе Баухаус в Веймаре.

Обратите внимание на диван и кресло. Это мебель по его дизайну.

Сегодня эти предметы, а также пару других стульев и диванов Вальтера Гропиуса, выпускает немецкая компания Tecta. Здесь вся коллекция.

Кресла F51, Tecta

Еще раз кабинет Гропиуса, но теперь акцентируем на потолочном освещении. Тоже его работа. Осветительный прибор из трубчатых ламп, соединенных тонкими алюминиевыми трубками.

Или вот — TYP 113, одна из первых серийных регулируемых ламп в мире. Спроектировал не Гропиус, а его друг Курт Фишер, однако светильник стоит отнести к наследию Баухауса. Вальтер использовал TYP 113 в только что построенном здании школы в Дессау и у себя дома.

Светильники TYP 113 Курта Фишера

В 2019-м, к столетнему юбилею школы Баухаус, компания Midgard выпустила лимитированную версию TYP 113, ограниченную 100 экземплярами.

КНИГИ ВАЛЬТЕРА ГРОПИУСА

Две наиболее известные работы — The New Architecture and the Bauhaus и Scope of Total Architecture. Самая поздняя из них, книга-манифест «Круг тотальной архитектуры», в свободном доступе на русском, вот ссылка.

Михаил Родионов

Редактор Isolation magazine