18 мая 1883 года родился Вальтер Гропиус — немецкий архитектор, создавший то, что принято называть архитектурным модернизмом — серьезный разрыв с условностями прошлого. Основанная Гропиусом школа Баухаус стала синонимом современности в дизайне, символом прогрессивной эпохи во всем мире в период между двумя мировыми войнами. Спустя 140 лет со дня рождения Вальтера Гропиуса вспоминаем его непреходящее наследие — и не только архитектурное. Собрали в одном материале знаковые цитаты, примечательный интерьер, мебель, которую серийно производят и сегодня, а также самую известную его книгу, переведенную на русский.
![](https://isolationmagazine.ru/wp-content/uploads/2023/05/phaidon-walter-gropius-an-illustrated-biography-04-1024x1017.jpeg)
БАУХУАС
Но в начале коротко о нескольких фактах биографии Гропиуса.
Вальтер Гропиус учился архитектуре в Мюнхенском техническом университете. Однако к исследованиям традиционной архитектуры, которую критиковал насмешливо сравнивал с салонным искусством, быстро охладел и присоединился к офису Петера Беренса, где оказался в компании других молодых и дерзких талантов — Адольфа Мейера, Миса ван дер Роэ и Ле Корбюзье.
![](https://isolationmagazine.ru/wp-content/uploads/2023/05/030-behrens-office-764x1024.jpeg)
Проработав у Беренса три года, Вальтер ушел в свободное плавание и занялся дизайном. Чего только не проектировал — от обоев и мебели до автомобильных кузовов и тепловоза.
Первой значительной архитектурной работой — в соавторстве с Адольфом Мейером — стало здание обувной фабрики Fagus. Его считают ключевым образцом архитектуры раннего модернизма.
![](https://isolationmagazine.ru/wp-content/uploads/2023/05/a294-20-works-of-walter-gropius-an-exterior-view-of-thee-building-fagus-factory-1024x614.jpeg)
Другая работа дуэта Гропиус-Мейер — «Образцовая фабрика» (Musterfabrik) для кёльнской выставки Немецкого союза ремесленных предприятий 1914-го года — также оказала значительное влияние на современную архитектуру.
![](https://isolationmagazine.ru/wp-content/uploads/2023/05/34e6748e8bd31a39853b7515c67411ec.jpeg)
Потом была война, и уже после Первой Мировой, в 1919-м, Гропиус основал и возглавил ту самую школу Баухаус в Веймаре — как место, где мастерство сочеталось с искусством на службе архитектуры, хотя со временем акцент сместился, и Баухаус стал объединением искусства прежде всего с промышленными технологиями.
![](https://isolationmagazine.ru/wp-content/uploads/2023/05/fig-3-1024x723.jpeg)
В 1925 году школа переехала в Дессау, в спроектированное Вальтером Гропиусом здание Баухауса. Здесь он почти радикально продолжил развивать междисциплинарный подход в духе исследований и экспериментов. Одной из ключевых особенностей было то, что Гропиус не просто одобрял принципы индустриальной эпохи — стандартизацию и прототипы, но сделал их инструментами в работе, и весьма действенными. «Решительное утверждение жизненной среды машин и транспортных средств», — писал в 1926-м директор Баухауcа, считавший, что «создание стандартных типов для всех предметов повседневного обихода является общественной необходимостью».
Гропиус руководил Баухаусом до его закрытия в 1933-м. Годом спустя эмигрировал в Англию, а еще через три перебрался в Кембридж, где профессор архитектуры Вальтер Гропиус стал преподавать в Гарвардском университете.
Представим, что послушали его лекции и теперь нам нужно выбрать самое ценное, процитировав буквально в нескольких предложениях.
ЦИТАТЫ ВАЛЬТЕРА ГРОПИУСА
Ограничения превращают креативное мышление в изобретательность.
Разум, как зонтик, функционирует лучше, когда он открыт.
Архитектурная мысль начинается там, где заканчивается инженерная.
Современная, гармоничная, яркая архитектура — признак настоящей демократии.
Нашим главным принципом являлось понимание того, что дизайн — это не интеллектуальное и не материальное занятие, а неотъемлемая часть жизни, необходимая каждому в цивилизованном мире.
Обществу нужно хорошее представление о себе. Работа архитектора — создать этот образ.
ИНТЕРЬЕРЫ, МЕБЕЛЬ И ОСВЕЩЕНИЕ ВАЛЬТЕРА ГРОПИУСА
Не могли не поделиться — воссозданный кабинет Вальтера Гропиуса в школе Баухаус в Веймаре.
![](https://isolationmagazine.ru/wp-content/uploads/2023/05/ef5444d5-9385-4828-9843-6e8939bd884a.jpeg)
Обратите внимание на диван и кресло. Это мебель по его дизайну.
Сегодня эти предметы, а также пару других стульев и диванов Вальтера Гропиуса, выпускает немецкая компания Tecta. Здесь вся коллекция.
![](https://isolationmagazine.ru/wp-content/uploads/2023/05/9bcc6d40c4a829b8b6a0bb915a57bfe1-1024x683.jpeg)
![](https://isolationmagazine.ru/wp-content/uploads/2023/05/new.jpeg)
![](https://isolationmagazine.ru/wp-content/uploads/2023/05/tecta_stuhle_d51-3_walter-gropius_7-768x1024.jpeg)
Еще раз кабинет Гропиуса, но теперь акцентируем на потолочном освещении. Тоже его работа. Осветительный прибор из трубчатых ламп, соединенных тонкими алюминиевыми трубками.
![](https://isolationmagazine.ru/wp-content/uploads/2023/05/24877083864_ecff0c9b79_b.jpeg)
Или вот — TYP 113, одна из первых серийных регулируемых ламп в мире. Спроектировал не Гропиус, а его друг Курт Фишер, однако светильник стоит отнести к наследию Баухауса. Вальтер использовал TYP 113 в только что построенном здании школы в Дессау и у себя дома.
![](https://isolationmagazine.ru/wp-content/uploads/2023/05/forweb_1800x-1024x1024.png)
В 2019-м, к столетнему юбилею школы Баухаус, компания Midgard выпустила лимитированную версию TYP 113, ограниченную 100 экземплярами.
![](https://isolationmagazine.ru/wp-content/uploads/2023/05/midgard-typ113-bauhausleuchte-bauhaus-lamp-original.png)
КНИГИ ВАЛЬТЕРА ГРОПИУСА
Две наиболее известные работы — The New Architecture and the Bauhaus и Scope of Total Architecture. Самая поздняя из них, книга-манифест «Круг тотальной архитектуры», в свободном доступе на русском, вот ссылка.
![](https://isolationmagazine.ru/wp-content/uploads/2023/05/krug-totalnoj-arhitektury.png-1024x923.png)