Skip to main content

С приходом молодого дизайнера Дитера Рамса в компанию Braun ее история разделилась на до и после. Заурядный производитель радиоприемников — приличного качество, но обычных, «никаких» — вырос до гиганта индустрии, символа прогрессивности и современности. Бытовая электроника Braun попала сначала в миллионы домов по всему миру, а потом в коллекции музеев дизайна, вплоть до нью-йоркского МоМА. Сегодня Дитер Рамс — одна из самых влиятельных фигур промышленного дизайна 20 века. Больше того, едва ли кто-то из ныне живущих дизайнеров могут считаться культовыми настолько, насколько считается Рамс. Его концепция функциональной простоты, вера в «меньший, но лучший» дизайн продолжает вдохновлять нынешнее поколение дизайн-пуристов: Джаспера Моррисона, Константина Грчича и, конечно же, Джонатана Айва.

20 мая Дитер Рамс отмечает в доме на окраине Франкфурта-на-Майне, где он живет уже больше полувека, 91-й день рождения. Для нас это повод перечитать 10 правил хорошего дизайна Рамса, снова взглянуть на его минимал-техно для Braun и напомнить, что Дитер создавал прекрасную мебель, которую до сих пор выпускает Vitsoe — компания, безоговорочно преданная дизайнеру и кроме предметов его авторства ничего больше, собственно, не производящая.

Дитер Рамс в своем доме во Франкфурте, с радиоприемником и на фоне аудиосистемы Braun собственного дизайна

BRAMS

Приходу Рамса в Braun предшествовала учеба в художественной школе Висбадена. Изучал архитектуру и дизайн интерьера, с двухлетним перерывом на практику в местной столярной мастерской. Получив диплом, устроился в офис известного архитектора Отто Апеля и спустя два года, в 1955-м, попал в компанию Braun. Тогда ему было 23, и поначалу Дитер проектировал выставочные и офисные интерьеры. Уже в 30 он возглавил дизайнерский отдел Braun и оставался в этой должности до 1995 года.

Дитер Рамс за работой в Braun

Рамс создал единую линию, пронизывающую дизайн всей продукции Braun, легко узнаваемую и получившую название браун-стиль. Он придумал характерный образ для самых разных бытовых приборов с простыми формами, чистыми линиями и ахроматическим черно-бело-серым цветовым решением.

В 42 года меня начали называть мистер Браун. Не буду скрывать, мне это льстило и хотелось воспринимать, как комплимент, хотя дизайн Braun — это совместный труд большой команды.

Дитер Рамс

Дитер Рамс доказал: бытовой прибор может быть красивым, элегантным, удобным. Он сформировал тот образ потребительской электроники, который сегодня воспринимается нами, как нечто само собой разумеющееся — однако тогда это было настоящим прорывом. Радиоприемники, акустические системы, калькуляторы, электробритвы, часы и зажигалки Braun в 60-е, 70-е и 80-е годы — это как будто бы устройства Apple тех лет: минималистично-эстетичные, они магически притягательны и желанны. Смотрим!

Проигрыватель SK4, который прозвали «Гробом Белоснежки». 1956
Бритва Combi DL5. 1957
Карманное радио T3. 1958
Вам тоже напомнило iPod? 😉
Портативный радиоприемник TP1. 1959
Динамик LE1. 1959
Радиоприемник T523. 1962
Зажигалка T2. 1968
Калькулятор ET 22. 1972

10 ПРИНЦИПОВ ХОРОШЕГО ДИЗАЙНА ДИТЕРА РАМСА 

Он сформулировал их в 1980-е, но даже спустя 40+ лет принципы не потеряли актуальности.

Хороший дизайн инновационен
Стремительное развитие технологий дает безграничные возможности для инновационного дизайна.

Хороший дизайн делает продукт полезным
продукт покупают, чтобы им пользоваться. Хороший дизайн должен подчеркивать его полезность.

Хороший дизайн эстетичен
Эстетичность продукта — неотъемлемая часть его полезности, ведь вещи, которые мы используем каждый день, влияют на нашу личность и благосостояние. Только хорошо выполненные объекты могут быть красивыми.

Хороший дизайн делает продукту понятным
Продукт должен быть простым и интуитивно понятным в использовании.

Хороший дизайн ненавязчив
Продукты — это инструменты, а не декоративные объекты или произведения искусства. Поэтому их дизайн должен быть нейтральным и сдержанным.

Хороший дизайн честен
Если сам продукт не инновационный и не ценный, то дизайн не сделает его таким. Не обманывайте потребителя и не обещайте ему того, чего не сможете выполнить.

Рабочий стол Дитера Рамса в его доме во Франкфурте

Хороший дизайн долговечен
Модный дизайн быстро устаревает. Не гонитесь за трендами.

Хороший дизайн продуман до мелочей
Ничто в дизайне не должно быть случайным и необдуманным. Точность, аккуратность и продуманность деталей показывает заботу о пользователе.

Хороший дизайн экологичен
Дизайн вносит важный вклад в сохранение окружающей среды. Он должен экономить ресурсы и сводить к минимуму как физическое, так и визуальное загрязнение.

Хороший дизайн — это как можно меньше дизайна
Концентрируйтесь на основных задачах продукта и не перегружайте его множеством дополнительных функций.

В слайдере ниже — книга Dieter Rams: The Complete Works, выпущенная издательством Phaidon. Вот она на сайте издательства. 

МЕБЕЛЬ ДИТЕРА РАМСА

В 1959-м, с разрешения братьев Браун, Дитер параллельно с основной работой начал сотрудничать с мебельной фабрикой Vitsœ. Он решил оставить видимыми технические части мебели, а не прятать их. Вместо того, чтобы создавать предметы для конкретных комнат, он разработал адаптируемую мебель, которую можно было гибко использовать в различных жилых помещениях и общественных пространствах.

Дитер Рамс и его самая известная работа в сфере мебельного дизайна — модульная стеллажная система Project 606. 1960

Факт: сотрудничество с Vitsœ оказалось более продолжительным, чем даже 40 лет работы в Braun. Рамс проектировал для Vitsœ вплоть до 2008 года, и сегодня английская компания продолжает выпускать его бестселлеры — универсальные стеллажные системы 606, модульные кресла 620 и кофейные столы 621.

Модульная стеллажная система 606. Vitsoe
Лаунж-кресло 620. Vitsoe
Кофейный стол 621. Vitsoe

В 2017-м в Музее дизайна Vitra состоялась выставка Modular World, посвященная мебели Дитера Рамса.

Мебель Rams стремится к скромности и непритязательному дизайну. Это мебель, которая исчезает после того, как становится наполнена предметами и жизнью или используется ее обладателями.

Куратор выставки Хэн Чжи

Закончим обзор тизером фильма Rams — документальной работы режиссера Гэри Хаствита (Helvetica) о легендарном дизайнере.

Андрей Бархин

Архитектор, историк архитектуры. Работал в архитектурных мастерских Д. Бархина, М. Атаянца и др. В составе группы реализовал более 20 архитектурных объектов. Исследователь, автор 18 статей об отечественной и зарубежной архитектуре 1900-1950-х годов. Автор экскурсий и лекционных курсов по архитектуре итальянского ренессанса и стилю ар-деко — «Мастера архитектуры итальянского Возрождения», а также цикла лекций «Архитектура эпохи ар-деко, мастера и течения» и др.